Top.Mail.Ru
15 марта 2024 12:48
Дети

Более 300 ребят приняли участие в республиканской олимпиаде по шахматам

В Ижевске прошла торжественная церемония награждения

Участники соревновались в решении шахматных задач. Фото: Ильяс Бекмансуров
Участники соревновались в решении шахматных задач. Фото: Ильяс Бекмансуров

В спортивной школе по шахматам имени Сергея Ощепкова прошла церемония награждения победителей и призеров Республиканской олимпиады по шахматам. Попробовать свои силы смогли как профессионалы, так и любители. Но не за шахматной доской, а в решении специальных заданий. 

Привычный формат школьных олимпиад по русскому языку или математике получил развитие в мире шахмат. И вот уже шестой год в Ижевске проходит мероприятие, которое объединяет учеников, родителей, педагогов и тренеров по шахматам. Организатор олимпиады – Ресурсный центр при спортивной школе по шахматам имени С.Ф. Ощепкова совместно с Федерацией шахмат Удмуртии.

Кто принял участие в олимпиаде

Участниками олимпиады в этом году стали ученики начальной школы с 1 по 4 классы. Ребята, по традиции, были поделены на группы А и Б: любители и профессионалы. Кроме того, была подготовлена дополнительная программа для детей из сельской местности.

На олимпиаду в Ижевск приехали шахматисты из Завьяловского, Шарканского, Якшур-Бодьинского, Селтинского районов, Каракулинского района, а также из Сарапула и  Можги.  Общее количество участников вместе с ижевскими школьниками составило 352 человека.   

Фото2-(1).jpg
Торжественная церемония награждения. Фото: Ильяс Бекмансуров

«Мы проводим олимпиаду не только для профессиональных шахматистов, у которых есть рейтинги и разряды, но и для любителей. Это дети, которые только знакомятся с миром шахмат и, может быть, не всегда готовы играть», – отмечает Светлана Дерябина, руководитель Ресурсного шахматного центра Ижевска. 

Так, ученик 2 «А» класса 41 лицея Ибрахим Мухаметов не проявляет особого рвения к шахматным состязаниям. А на олимпиаде, между прочим, выигрывает. В этом году он занял второе место в группе А среди мальчиков в своей возрастной категории. 

«Участвую в олимпиаде второй год.  В шахматы я пока играю не очень хорошо, а задачи решать люблю. Для меня лучше решить одну конкретную задачу, чем продумывать ходы в игре. Поэтому мне нравится участвовать в олимпиаде», – делится Ибрахим.

Фото3-(1).jpg
Ибрахим Мухаметов получает награду. Фото: Ильяс Бекмансуров

Какие задачи решают юные шахматисты

Олимпиада – это не про игру в шахматы. Здесь шахматистам не нужно разыгрывать партию от начала до конца. Суть олимпиады заключается в выполнении заданий и головоломок на шахматную тему. Их разработкой занимаются методисты и профессиональные тренеры. В этом году задачи составлял тренер высшей категории Рустем Курбанский.

«Есть базовые задания, которые повторяются из года в год. Мы их видоизменяем, но смысл остается прежним. Конечно, создаем и новые задачи, – рассказывает Рустем. – Считаю одним из самых интересных задание, где нужно найти ошибки в позиции. То есть определить, чего не могло произойти на доске. Например, когда два короля стоят под шахом. Такого не может быть в принципе. Но это простой пример. В олимпиаде все не так очевидно, и ребятам приходится ломать голову». 

Фото4-(1).jpg
Над некоторыми заданиями приходится ломать голову. Фото: Ильяс Бекмансуров

При выполнении заданий главное – включить внимание и воображение. Встречаются вопросы, на которые можно дать несколько вариантов ответа и таким образом заработать дополнительные баллы. 

Алексей Морозов из 34 школы занял первое место в группе А среди третьеклассников. Он узнал о таких вопросах-сокровищах от своего преподавателя Юрия Федорова. Как пояснил Юрий, на одном вопросе можно заработать много баллов. 

«Можно дать несколько вариантов, а сколько – не сказано. Допустим, ученик дает один верный вариант, но тогда он заработает только один балл. И, по сути, правильный ответ оказывается неполным. Моя задача как тренера – объяснить это ребенку, показать ему, как использовать все возможности».

Ижевский ресурсный центр по шахматам ежегодно перед олимпиадой  проводит для преподавателей и тренеров вебинары и лекции. Организаторы объясняют, какие будут задания и как подготовить учеников. А после подведения итогов соревнований проходит еще одна онлайн-встреча для разбора всех заданий, ошибок и достижений.

Фото5.jpg
Побеждают подготовленные и внимательные шахматисты. Фото: Ильяс Бекмансуров

«Есть очень простые, на наш взгляд, задания, и мы каждый раз думаем их исключить из программы, – рассказывает Светлана Дерябина. – Но по результатам мы видим, что дети пока не справляются с ними. Даже те, кто участвует в олимпиаде третий или четвертый год. Тогда мы прорабатываем с педагогами, на что обратить внимание. В плане содержания мы пока не торопимся к усложнению задач. Сейчас наша цель – привлечь больше иногородних шахматистов».

Фото6-(1).jpg
Светлана Дерябина награждает победителей. Фото: Ильяс Бекмансуров
В этом году для приезжих из других городов Удмуртии участников после выполнения основных заданий был организован сеанс одновременной игры с выпускниками республиканской шахматной школы. 

Чем наградили победителей

Победителям и призерам олимпиады вручили медали, грамоты, шахматные журналы и памятные призы от партнеров. Одним из ярких сюрпризов для ребят, занявших первые места, стала экскурсия в парк «Динополис». Она состоится в эти выходные. 

Организаторы выразили благодарность педагогам и родителям, а также партнерам мероприятия: компании Centre digital & media и администрации лицея № 41. Кроме того, были отмечены и спонсоры: семейное кафе «Мама Пицца», парк динозавров «Динополис» и компания «Ника».

Фото7-(1).jpg
Преподаватели и тренеры по шахматам. Фото: Ильяс Бекмансуров
Ознакомиться с результатами олимпиады можно тут

А мы предлагаем вам испытать на себе, с чем столкнулись младшие школьники на олимпиаде, и решить задачи по шахматам. Свои ответы присылайте на электронную почту: svetl06-11@yandex.ru. Решение можно записать. А можно нарисовать на картинке в задании, а затем сфотографировать и прикрепить к письму.

Тот, кто первый справится с заданиями, получит памятный шахматный сувенир.

Желаем вам удачи!

1. Заберите белой ладьей клубничку. По дороге ладья не должна попасть под бой вражеских фигур. 

Внимание: забирать другие фигуры нельзя!

Нарисуйте или запишите маршрут ладьи. 

1.png

2. На каких полях должен стоять ферзь, чтобы напасть на фигуры, обозначенные кружками?

2.png

3. Конь должен добраться до звездочки. При этом нельзя брать вражеские фигуры и попадать под нападение. 

Внимание: черные фигуры неподвижны!

Напишите или нарисуйте путь коня.

3.jpeg

4. Найдите позиции фигур, противоречащие правилам шахмат. Запишите свой ответ.

4.png