Top.Mail.Ru
28 августа 2023 12:32
Мода и красота

1000 удмуртских платьев и древние техники скифов - как дизайнеры создают одежду в национальном стиле

Фото: предоставлено героями материала
Фото: предоставлено героями материала

Этнический, или даже народный стиль в одежде и украшениях — модное влияние в индустрии красоты. Мы расскажем о трех дизайнерах, которые создают украшения и одежду в удмуртском стиле.

Дизайнер из Ижевска создает украшения по сложнейшей древней технике скифов и сарматов  

ДОСЬЕ:

Ирина Кондратьева

Где приобрести украшения: Национальный Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел, выставочный Центр “Галерея”

Средний ценник: от 850 до 15 000 рублей 

Ирина Кондратьева  – дизайнер и совладелец студии этнических украшений «Ибыр Весь». Ирина рассказывает – любовь к творчеству началась с родителей. Ее мама – акварелист. Еще будучи школьницей, Ирина видела ее кропотливо созданные работы. Тогда девочка еще не знала, что станет дизайнером. Но как-то по телевизору она увидела сюжет про ростовскую финифть и сразу же влюбилась в эту технику. Родители записали ее сначала в Кунгурское художественное училище. Позже уже в Ижевске, в УдГУ она получила высшее образование по специальности «Народное художественное творчество». 18 лет назад совместно с преподавателем Института искусств и дизайна УдГУ Василием Степановым Ирина открыла мастерскую этнических украшений «Ибыр Весь». 

«Мы начинали в начале 2000-х, после развала Советского Союза. Тогда казалось, что очень многое было утрачено. Но меня зацепила наша семантика. Никто особо не придавал значения нашим простым символам», - рассказывает Ирина.

В мастерской "Ибыр Весь" делают этнические украшения исключительно своими руками
В мастерской "Ибыр Весь" делают этнические украшения исключительно своими руками
Фото: Мария Бакланова
В мастерской "Ибыр Весь"
В мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Фото: Мария Бакланова
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Фото: Мария Бакланова
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Фото: Мария Бакланова
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Украшения мастерской "Ибыр Весь"
Фото: Мария Бакланова
Дизайнер украшений Ирина Кондратьева
Дизайнер украшений Ирина Кондратьева
Фото: Мария Бакланова

Сейчас Ирина создает свои украшения по финно-угорским мотивам в древней сложнейшей технике перегородчатой эмали. Этой техникой, рассказывает дизайнер, еще в древности пользовались скифы и сарматы. В основе украшений «Ибыр Весь» лежат удмуртские орнаменты, артефакты, археология территорий, где жили удмуртские племена.  

«Мастерами славилась Удмуртия. Древние мастера были очень интересными умельцами. Удивляешься, насколько это тонкое мастерство».

_DSC0885 (1).jpg
Фото: Мария Бакланова 

Ирина признается, техника перегородчатой эмали многоэтапная и очень сложная. Просветы в выложенном проволокой рисунке — ажурной филиграни — заполняют мокрой молотой эмалевой массой. Изделие осторожно просушивают и немедленно многократно обжигают. Эмаль оплавляется и образует как бы стекло, вправленное в просветы металлического кружева. Вообще, как говорит Ирина, печка — сердце мастерской «Ибыр Весь».

«Знаете, как бывает в юности. Моя первая любовь — финифть. Но потом оказалось, что перегородчатая эмаль — это очень свежо, интересно, декоративно, эмоционально насыщенно. Она очень магическая. И мы работаем с этническими мотивами. Сама этника увлекает, чувствуется связь времен, то, как раньше работали мастера. Сразу просыпается уважение к нашим предкам, которые владели сложными техниками по металлу», - делится Ирина.

Создает украшения в пермском зверином стиле средневековой цивилизации Урала

Перед созданием украшений Ирина читает очень много литературы. Во время нашей встречи она показала нам несколько книг, по которым работает. Среди них есть и книга ижевских археологов Удмуртского государственного университета Р.Д. Голдиной и В.А. Кананина «Средневековые памятники верховьев Камы». Одна из книг про пермский звериный стиль – удивительное направление искусства средневековой цивилизации Урала. В украшениях дизайнера действительно прослеживается очень много его мотивов. Например, всадница в виде антропоморфной фигуры на коне. Конь уподобляется солнцу, а всадница – богиня. Ирина говорит — в это невозможно не влюбиться.

«Как в это можно не влюбиться? В необычных идолов, в богинь. Это удивительно! Мы уже не верим в то, во что верили когда-то наши предки. Хочется хотя бы понять, как когда-то думали эти мастера. И все мы ходим вокруг одного — древних людей, древних предков. Артефакты, с которыми мы работаем — удивительны. И чтобы понять свою культуру, нужно обратиться к природе».

_DSC0880 (1).jpg
Фото: Мария Бакланова 

Вдохновение, кстати, Ирина черпает именно из природы и находок ижевских археологов. А еще — из своих детских воспоминаний.

Цветовая гамма украшений мастерской «Ибыр Весь» меняется в зависимости от настроения их создателей. Саму Ирину очень цепляет бирюза. И даже не сам цвет, а его сочетание с другими оттенками.

«Бирюза сама по себе неинтересная и глухая. Я бы даже сказала, что скучная. И цвет не очень чистый. Мы работаем с медью и представьте, как этот цвет просвечивает сквозь нее. Бирюза холодная, а медь – желтая, теплая. Когда находишь какое-то сочетание с этими цветами, вдруг все очень преображается».

Носить только с любовью

Украшения мастерской «Ибыр Весь» можно использовать как элемент самовыражения или принадлежности к какому-то социуму. Ирина говорит, их нужно носить только с любовью. В них заложена большая история.

«Украшения, серьги, подвески, ожерелья, браслеты можно использовать как акцент, который может показать даже твой статус, твой стиль, твои мысли, какой ты внутри».

Руководитель молодежной организации из Можги сшила около 1000 удмуртских платьев за 10 лет

ДОСЬЕ:

Надежда Сапожникова

Где приобрести одежду: г. Можга, ул. Можгинская, 57. Возможна доставка по городам России. Можно взять напрокат. Стоимость услуги - от 500 до 1 000 руб.

Средний ценник: от 5 до 15 тыс.

Наш второй дизайнер – Надежда Сапожникова. Она не только создает одежду в удмуртском национальном стиле, но и руководит студией творчества и туризма «БурДор», Удмуртской молодёжной общественной организации «Шунды». Дизайн – ее хобби, которое она очень любит. Для души, так сказать. На заказ Надежда создает удмуртские платья ниже колен, мужские рубашки и family*-луки. За 10 лет дизайнер сшила около 1000 платьев в удмуртском стиле.

«Я сама себе шью костюмы для проведения удмуртских мероприятий. Мои зрители часто просят их продать, буквально снимают их с меня. Чаще всего платья у меня покупают активисты, участники различных мероприятий. Одним платьем они не ограничиваются, поэтому есть спрос. Платья и рубашки «улетают» быстро, пошив качественный, горжусь! С моими помощницами шьем одежду индивидуального кроя и пошива».  

diz.jpg
Фото предоставлены героем материала 

«Я хочу, чтобы удмуртские наряды носили не только на праздники, но и в повседневной жизни!»

Чаще всего платья Надежды покупают среднестатистические жители города и сельской местности от молодого до среднего возраста. Последние два года дизайнер работает над тем, чтобы вещи в удмуртском стиле носили не только на национальные праздники, но и в повседневной жизни. Для этого она выбрала практичные современные ткани и стала разрабатывать деловой удмуртский стиль. В том числе сумки, юбки, блузки, нагрудные украшения, которые хорошо сочетаются с пиджаками. Надежда говорит – идеи для ее нарядов всегда появляются внезапно.

«Я хочу, чтобы удмуртские наряды носили не только на праздники, но и в повседневной жизни. Их дизайн очень интересно придумывать. Сама ношу такие в Можге. Люди осматривают меня с головы до ног и спрашивают: «Девушка, на вас удмуртское платье? Обалдеть, как красиво смотрится!».

Для пошива своих нарядов дизайнер выбирает только натуральные ткани - хлопок или лен. Ее поставщики – Россия, Китай и Великобритания.

«Многие шьют из габардина. Я против! Этот материал некачественный, синтетический, портит весь вид одежды! Мы же закупаем только натуральные ткани”.

Кстати, как-то раз созданные ей вещи приглянулись покупателям из Германии и Саудовской Аравии и были отправлены в эти страны.

Сшила нагрудник за 6 минут

Чтобы сшить платье или рубаху, у дизайнера уходит до 6 часов. Иногда, если Надежде нужно провести мероприятие вечером, то в обед она начинает создавать для себя новый наряд. Дизайнер говорит, ее фишка – дошивать платье за час до мероприятия. Но самое рекордное время, за которое она создала элемент гардероба – 6 минут. Это был нагрудник, который она сделала для себя. 

Дизайнер признается – за мировыми трендами она не следит. Хочет реализовывать свои оригинальные идеи.

«Я каждый раз в шоке от мировой моды. Чем дальше, тем хуже. Некоторые идеи выглядят нелепо, особенно европейская мода. В таких вещах только в огород выйти вместо чучела».

Дизайнер украшений из Удмуртии продолжает дело своего дедушки-ремесленника

ДОСЬЕ 

Алевтина Каравай 

Где приобрести одежду: написать в личные сообщения дизайнеру.

Наш третий дизайнер – Алевтина Каравай. Каравай – это ее родовое имя, означающее хлеб, встречу гостей и гостеприимство. Она создает украшения в удмуртском стиле и шьет различные удмуртские атрибуты – айшет (фартук), налобные повязки, пояса, монисто, шейные украшения и юбки. Дизайнер считает - это ее предназначение и хочет вносить свой вклад в сохранение удмуртской культуры.

«Я хочу продолжить дело моего дедушки-ремесленника и человека с золотыми руками. Создавая что-то своими руками в национальном стиле, мне кажется, что я вношу вклад в удмуртскую культуру. Этим я живу, расту, изучаю, читаю», - говорит дизайнер.

vdYalRVRwMI (1).jpg
Алевтина Каравай. Фото: предоставлено героем материала 

Дизайн украшений – основная деятельность Алевтины. Но кроме этого она дает мастер-классы по созданию монисто и налобника для детей старше 12 лет, для взрослых горожан и селян.

«Ко мне на мастер-классы охотно приходят единомышленники, которые неравнодушны к нашим национальным традициям».

Вдохновение дизайнер черпает из красок. Особенно из осенней гаммы. А еще — из истории русского и удмуртского костюма.

«Иногда я покупаю платье и думаю – к нему обязательно нужно сшить розовое или какое-то современное монисто. Например, к джинсовой тесьме или куску кожи. Монисто не обязательно делать классическим, где горловина будет в форме полумесяца. Можно создавать разные формы и это будет смотреться очень хорошо. Поэтому я экспериментирую! Есть вышивка, тесьма, край, обработка — это меня вдохновляет. Черное платье в гардеробе женщины от Коко Шанель — закон. Но важно чувствовать цвета, гармонию с собой, чтобы было комфортно», —говорит Алевтина.

QGNZHY49TOw.jpg
Фото предоставлено героем материала

Использует для монист китайские и советские монеты

Для создания украшений дизайнер обязательно покупает хлопчатобумажные ткани, не блестящие и не синтетические, косую бейку, кожу, х/б и джинсовые нити. Вообще, как говорит Алевтина, у нее очень много материала – начиная от тесьмы, косой бейки и бусин, заканчивая ракушками каури.

«Я обязательно использую современные монеты для монисто – 1 копейка, 5 рублей, 10 рублей и другие. И даже советские и китайские монеты». Берет она их у нумизматов.

Все украшения Алевтины обязательно яркие, как и она сама.

«Я не то чтобы эксцентричный дизайнер, но люблю все яркое, большое, чтобы этого было много и было чем-то дополнено. Я художник. Я так вижу. Мои работы легко отличить от других дизайнеров и рукодельниц. Свое монисто я узнаю всегда, даже через 10 лет, потому что это индивидуальный авторский пошив».«Никаких катышков и дырявых вещей! Вы должны выглядеть безупречно».

E0rv2g04uQ0 (1) (1).jpg
Фото предоставлено героем материала 

В обычной жизни Алевтина обожает носить платья, юбки и обязательно украшения.

«Джинсы и брюки это, конечно, удобно, но я люблю платья в удмуртском и русском стиле. Люблю наряжаться, как заметила моя публика».

По секрету дизайнер призналась — не обязательно одеваться модно и при этом дорого. Самый важный аспект, говорит Алевтина, это аккуратность, чистота и выглаженность.

«Не нужно носить какую-то безвкусицу. Тут брошь, тут цветочки, а тут вообще горошек. В стиле важна лаконичность. И по цветам и по тканям. Никаких катышков и дырявых вещей! Вы должны выглядеть безупречно. Девушка может быть без макияжа, но одежда на ней должна быть четко подобрана. Это мой жизненный принцип».

Алевтина не сторонник мировой и глобальной моды, но чувствует ее.

«Я чувствую моду. Если мне нужно купить вещь, я знаю с чем я ее надену. Если у меня какое-то мероприятие, собрание в «Удмурт Кенеш» или выступление, у меня никогда не возникает мысли, что мне надеть. У меня только одна мысль — что именно надеть. Какие краски — голубые, красные, розовые. А может это будет этнический или современный стиль. Это важно для меня».

Дизайнер пожелала всем читателям жить в гармонии с самими собой, жить будущим и знать, что каждый человек имеет право быть счастливым.