Top.Mail.Ru
9 марта 2024 12:00
Психология

Темная сторона психологии и шарлатанство: существует ли порча на самом деле и как перестать верить в сглаз

Клинический психолог рассказал, почему считает людей, которые обращаются к гадалкам, жертвами преступлений

Фото: pinterest
Фото: pinterest

Порча, сглаз, наговор – пугалки, которых страшатся те, кто боится недобрых взглядов, случайно подброшенных «заговоренных» предметов и сказанных в их адрес слов. Вместе с клиническим психологом-терапевтом, автором YouTube-канала «Постпсихология»  и постоянным лектором «Курилки Гутенберга» Андреем Гасаном IZHLIFE рассказывает, почему люди, обратившиеся к гадалкам и экстрасенсам, – жертвы преступлений, мошенничества и спекуляций, почему вера в порчу создает иллюзию контроля над собственной жизнью и как помочь тем, кто стал заложником этих магических предрассудков.

Что такое порча и как она влияет на нас

Порча, говорит Андрей Гасан, – разновидность суеверия, которая основана на вере людей во вредоносное магическое влияние со стороны их недоброжелателей. 

Результатами такого «влияния» могут быть:

  • смерть

  • болезнь

  • расстройство дел и отношений

«По сути, любое общение, предполагающее сближение, потенциально может выступать фактором наложения порчи. Этимология сглаза буквально означает «при встрече». Есть и различные способы заочного наложения порчи», – объясняет Андрей Гасан.

Существуют, говорит клинический психолог, разные виды порчи: 

  • от взгляда – сглаз

  • от слов и речи – так называемый оговор (заговор, наговор)

  • через нарочно изготовленный наговоренный предмет или вещество, которое подбрасывается в личное пространство человека-жертвы,  – это называется «подкладом».

«Интересен тот факт, что в христианстве вера в сглаз и порчу, обращение к бабкам, магам, экстрасенсам считается грехом и обращением к дьяволу».

lu9HLDNIfQY.jpg

Фото: pinterest

С Андреем Гасаном мы уже обсуждали, что магическое мышление уходит своими корнями далеко в прошлое. То есть, с одной стороны, магическое мышление может рассматриваться как часть культуры примитивных народов, с другой же – в этом проявляется важная эволюционная функция. Она помогала нашим предкам адаптироваться в окружающей действительности. И создавала иллюзию контроля над своей жизнью, которая на тот период была очень непростой и со многими неопределенностями. Именно поэтому старые приметы до сих пор живы и актуальны в историческом сознании людей. 

Почему мы верим магам, гадалкам и в порчу

Вера в магию, порчу, приметы, говорит клинический психолог, – это внутренняя тревожность человека, страх, иллюзия контроля. 

«Именно через подобные негативные эмоции во многом и объясняется подверженность таким предрассудкам. В периоды стресса, эмоционального напряжения люди становятся более уязвимыми. Например, тяжелая болезнь родственника может сопровождаться болезненными переживаниями, фиксациями на них».

В подобные моменты, утверждает Андрей, человеку сложно рассуждать рационально, он испуган и подавлен, чувствует свою беспомощность от ударов судьбы. 

«Это может располагать к общению с гадалками, экстрасенсами, которые дают ложную надежду. На краткосрочной дистанции это, и правда, может облегчить состояние», – считает Андрей.

cNxUl-25jV4.jpg
Фото: pinterest

Обычно наблюдается несколько когнитивных искажений, которые могут способствовать вере в предрассудки. Изначально человек видит  причинно-следственные связи там, где их нет. Это так называемый эффект ложных корреляций – когда в событиях, не связанных друг с другом, можно найти взаимодействие. Способствовать этому может определенная череда неудач на работе, в личной жизни. Все это может быть приписано как раз наведением порчи на человека.

«Магическое мышление заточено на простые объяснения. Наш мозг там, где можно сэкономить на мышлении, с большим удовольствием это делает. Затем включается селективное (избирательное) восприятие. У человека появляется склонность уделять внимание именно тем элементам окружения, которые согласуются с его ожиданиями, и при этом он игнорирует все остальное», – комментирует Андрей Гасан.

Если человеке начал верить в порчу, продолжает Андрей, то он будет находить этому множество подтверждений и обесценивать или игнорировать обратное. Он может находить в интернете схожие случаи, избирательно воспринимать информацию, когда приходит на сеансы к гадалкам или экстрасенсам (то есть подмечать то, что соотносится с ним), и игнорировать то, что «не про него».

«Повседневные неудачи или свое плохое настроение также можно объяснить последствиями порчи, что, по сути, будет только усиливать подобные иррациональные убеждения. Мы видим, как формируется этот порочный круг».

_ysPRAxOgjs.jpg
Фото: pinterest

В психологии, рассказывает Андрей, этот феномен носит название самоисполняющегося пророчества или «эффекта Розенталя». 

«Чтобы разорвать круг самоисполняющегося пророчества, необходим здоровый скептицизм и критическое мышление по отношению к своим убеждениям. Человек – совокупность приобретенного в течение жизни опыта. Какие-то из приобретенных убеждений могут быть адаптивными и помогать справляться с жизненными вызовами, лучше понимать себя, окружающий нас мир. А какие-то – создают гораздо б`ольшие трудности».

Поэтому, рекомендует Андрей, важно подвергать сомнению все свои убеждения и задавать себе вопросы: 

  • насколько вера в порчу полезна лично мне

  • помогает ли она лучше справляться со стрессом и проблемами

  • к каким последствиям приводит вера в порчу: я больше расстраиваюсь, подвержен стрессу, трачу деньги, близкие стали больше переживать за меня. 

«Возможно, стоит взять паузу и остановиться. Хотя бы перестать делать то, что может привести к негативным последствиям». 

Мы уже говорили, что вера в порчу основана на когнитивном искажении – на эмоциональном обосновании, страхах и тревогах, сильных негативных и отрицательных эмоциях. За счет этого происходит сужение сознания человека, теряется критичность к происходящему. Андрей рекомендует взять паузу и  начать сомневаться в своих убеждениях. 

Мошенничество и недобросовестная сфера бизнеса

Если когнитивные искажения сработали и включились, для этого нужна благоприятная почва. В этом вопросе важны личностные особенности человека, его жизненный опыт, который создает уязвимость подвергнуться подобным предрассудкам. Например, такой чертой может послужить «внешний локус контроля», когда человек склонен видеть причины всех происходящих с ним событий во внешних обстоятельствах. Тогда как он сам мало что способен контролировать, считая свою жизнь малоуправляемой. 

В таком случае обращение к экстрасенсам, гадалкам, особенно в сложные периоды жизни, может служить своеобразной компенсацией своих тревог и беспомощности. 

«Это вычурный способ поменять реальность и упорядочить структуру своей психики. Наверное, это можно назвать опорой на внутреннюю инфантильность. Поэтому мы можем наблюдать такое количество возможностей прибегнуть к магическим историям и успокоить себя, переложить ответственность за свою жизнь на высшие силы или объяснить свои проблемы порчей. Я, скорее, склонен считать это инфантильной чертой человека».

5eEcEfITJiE.jpg
Фото: pinterest

В большинстве своем, говорит Андрей, это очень одинокие и несчастные люди. Они часто могут проявлять беспомощность и не способны сами принимать решения, пытаясь найти ответы через вымышленные магические силы. Им, считает Андрей, часто нужен какой-то знак, совет, уверенность в том, что нужно делать или не делать какой-то шаг. И это очень серьезная история. Особенно, если кто-то из ваших близких или коллег столкнулся с этой проблемой. Помощь таким людям, говорит клинический психолог, становится вызовом для прикладной психологии, для специалистов, которые работают в русле виктимологии – раздела психологии, помогающего жертвам преступлений. 

«На мой взгляд, видя широкий спектр подобных процветающих услуг и спекуляций, нужно называть вещи своими именами. Это мошенничество и недобросовестная сфера бизнеса. Одни люди наживаются на других. Именно поэтому здесь нужно говорить о жертвах преступлений. Люди, занимающиеся шарлатанством, занимают темную сторону психологии, наживаясь на трагедиях людей и используя в своих корыстных целях инструментарий психологии, прибегая к манипуляциям. В первую очередь, это манипуляция страхами и тревогами. Апеллируя к этим эмоциям, человек становится более внушаемым, ведомым и подчиняемым. Разумеется, колдуны и гадалки умеют подстраиваться под каждого человека индивидуально».

То есть, поясняет Андрей, они находят слабые места человека в печали, могут подбодрить и поддержать, человека «на нервах» просто выслушать, а того, кто себя любит, – похвалить и польстить ему.

Как помочь тем, кто стал зависим от веры в гадалок и порчу

Если ваши родственники или коллеги по работе столкнулись с этим, их, считает Андрей, будет очень сложно переубедить. Но в случае с коллегами по работе, в силу формального характера, будет попроще. Андрей рекомендует выстроить границы, не подкрепляя предрассудки. Например, можно сказать: «Я понимаю, уважаю твой выбор, но я в это не верю. Я не собираюсь тебя в этом переубеждать, я всего лишь хочу попросить в нашем с тобой общении не обсуждать эти темы и не касаться их».

С случае с родственниками идеальным вариантом будет убедить их обратиться к специалистам, работающим в рамках доказательной психологии. Если же такой возможности нет, то важно выстраивать сократический диалог, о котором мы также писали в материале о магическом мышлении, дозированно возвращаясь к этой теме, уточняя причины веры в порчу, предлагая альтернативные объяснения жизненных неудач, побуждая человека самостоятельно учиться решать свои проблемы – с холодной головой, не перекладывая ответственность на высшие силы. 

«Это сложно, потребуется много сил и терпения. Возможно, в какой-то момент, вследствие тщетных попыток разрешения проблем подобным образом, к такому человеку придет осознание происходящего. Наша задача в том, чтобы вместо осуждения «а я же тебе говорил, ты такой-то…» оказать поддержку. Сказать, что вы рады, что он к этому пришел, что вместе вы со всем справитесь».